История печей в доме Ракицкого
В Доме Ракицкого - целых три печи - в спальне, библиотеке и на кухне. Все печи в отличном состоянии, даже реставрация им не требуется, только минимальный уход. Самый роскошный экземпляр - с типичными калужскими изразцами. По словам самого Николая Петровича это - «музейный экземпляр» конца 18 века. Эта печь появилась у Ракицкого из старого купеческого дома на берегу Оки. Дом разобрали, а Николай Петрович успел выкупить изразцы роскошной купеческой печи и пригласил печника-француза выложить новую печь у себя дома. Почему производство изразцов процветало в Калуге в 17-18 веке?
Одна из причин - изобилие месторождений качественной глины. Особенно ценилась зеленоватая светложгущаяся глина с Бабинского месторождения (обожженные изразцы принимали желто-розовую, красно-желтую окраску). У местных умельцев опыт работы с этим благодатным материалом исчислялся веками. Поэтому с изразцами работалось просто и по-русски находчиво.
⠀
Калуга стала одним из ведущих периферийных центров производства керамики в России. К началу XVIII века все мастерские изготавливали печные изразцы, вернее, наборы для печей в довольно большом ассортименте. Печные изразцы калужских мастеров были поистине великолепны и пользовались большим спросом не только в округе, но и в столице.
⠀
Многоцветные изразцы были красивы и самобытны. Отличались гармонично подобранной цветовой гаммой, тонкостью узоров, продуманностью рамок и изяществом медальонов, остроумием сюжетных изображений. Традиционными для калужских печных изразцов считаются мотивы с растительным орнаментом с использованием голубого, белого и жёлтого в качестве основных цветов. «Цветок», «лимончик», «корзиночка», «деревце» - эти рисунки полюбились всем. Изображения плодов, корзиночек с цветами выполняли роль мини-натюрмортов.
⠀
Считается, что сама Екатерина II отдавала предпочтение изразцам калужским мастеров, утверждая, что рисунки на них успокаивают ей нервы.
Одна из причин - изобилие месторождений качественной глины. Особенно ценилась зеленоватая светложгущаяся глина с Бабинского месторождения (обожженные изразцы принимали желто-розовую, красно-желтую окраску). У местных умельцев опыт работы с этим благодатным материалом исчислялся веками. Поэтому с изразцами работалось просто и по-русски находчиво.
⠀
Калуга стала одним из ведущих периферийных центров производства керамики в России. К началу XVIII века все мастерские изготавливали печные изразцы, вернее, наборы для печей в довольно большом ассортименте. Печные изразцы калужских мастеров были поистине великолепны и пользовались большим спросом не только в округе, но и в столице.
⠀
Многоцветные изразцы были красивы и самобытны. Отличались гармонично подобранной цветовой гаммой, тонкостью узоров, продуманностью рамок и изяществом медальонов, остроумием сюжетных изображений. Традиционными для калужских печных изразцов считаются мотивы с растительным орнаментом с использованием голубого, белого и жёлтого в качестве основных цветов. «Цветок», «лимончик», «корзиночка», «деревце» - эти рисунки полюбились всем. Изображения плодов, корзиночек с цветами выполняли роль мини-натюрмортов.
⠀
Считается, что сама Екатерина II отдавала предпочтение изразцам калужским мастеров, утверждая, что рисунки на них успокаивают ей нервы.